Главная

Промышленность

Станки стояли прямо на снегу,
К  морозной стали руки примерзали,
И задыхалась вьюга на бегу…
Но мы творили, нет, не чудеса…
Мы просто фронту помогали.
И. Рождественский

    С первых же дней войны на все предприятия города была возложены обязанность обеспечивать население товарами первой необходимости и выполнять заказы фронта. По спецзаказам для нужд фронта шили обмундирование - полушубки, телогрейки, гимнастерки, шинели, рукавицы, пилотки, шапки, выпускали вяленую обувь, сапоги, кавалерийские седла, сбрую.
    Используя местное сырье, кооперативные артели успешно осваивали выпуск новой продукции. Так, за первую половину 1943 года артелями города было освоено 16 видов продукции.
    Сотни молодых девушек приняли участие в патриотическом движении женщин страны идти на производство, чтобы заменить ушедших на фронт. Массовое движение трудящихся города по оказанию материальной помощи фронту развернулось в самых разных формах под лозунгом: «Все для фронта - все для Победы».
    Бесперебойно несли свою трудовую вахту работники абаканского пункта «Заготзерно», хлебокомбината, абаканской базы «Маслопром».
    Творческая инициатива и трудовой героизм рабочих обеспечили рост производительности труда на многих предприятиях города.
    Несмотря на тяжелые условия труда, быта, отсутствие опыта, люди овладевали нужными профессиями, добросовестно трудились не покладая рук, тем самым помогая фронту.
    Производственными коллективами Абакана в ноябре 1941 года было передано в фонд обороны страны 6827 рублей, перечисляли средства на постройку самолетов, танков, пушек и т.д.
    С первых дней войны на многочисленных митингах и собраниях горожане принимали решения об отчислении однодневных заработков, досрочных расчетов по внутренним займам, проведении воскресников в фонд обороны страны.
    На протяжении всей войны к праздникам – 7 ноября, 1 мая, ко Дню Красной Армии и Новому году жители города отправляли индивидуальные и групповые посылки, - так укреплялось единство фронта и тыла.

В фонд обороны (из фондов Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова Рукавицы фронту (из фондов Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова) Советская Хакасия. - 1942. - 8 марта.

Помощь освобожденным районам

    После разгрома немецко-фашистских войск под Москвой зимой 1941 года и последующего наступления советских войск, после освобождения от немецкой оккупации Московской и Калининской областей в стране родилось еще одно патриотическое движение – помощь освобожденным районам, возрождение их из руин.

Сведения об оказании помощи колхозами и колхозниками
Хакасской автономной области колхозам Калининской области
на 20 марта 1942 года (ПАХО, ф. 2, оп. 15, д. 40, л. 47)

районы

Выделено

семян зерновых культур, ц

семян картоф., ц

лошадей

Рогатого скота

овец

свиней

птицы

Денег, руб.

Посев, га

Аскиз

178

-

18

510

941

169

215

14750

4

Бея

225

18

22

98

1020

220

427

26289

183

Боград

4256

8

49

181

1750

181

56

248519

154

Сарала

439

5

4

9

50

26

64

10202

50

Таштып

568

20

18

26

160

80

118

17770

56

У.-Абакан

2820

-

14

348

3469

474

8581

233639

500

Шира

302

-

38

168

1186

146

215

206000

10

Шарыпово

879

4

14

92

412

87

234

68077

104

Черногорск

-

-

-

-

-

-

-

35000

-

Абакан

-

-

-

-

-

-

-

54169

-

Итого:

9667

55

177

1072

8988

1383

4912

914415

1061


Помощь районам

Местная и кооперативная промышленность

Мой брат и друг, ты борешься с врагом.
Готов в любой момент я встатьс тобою рядом,
А нынче я на поле, за станком
Даю народу хлеб и шлю тебе снаряды.

Сов. Хакасия. -1943.-6 июня.
Автор неизвестен

Артель «Швейпром»

    Рабочие артели шили стеженые фуфайки для солдат и одежду детям военнослужащих.
Комсомольская организация артели на протяжении четырех военных лет шефствовала над абаканской школой №10. Молодые швеи делали ремонт к учебному году, ремонтировали учебные пособия, изготовляли звездочки для октябрят и пионеров, вышили знамя пионерской дружины Кати Перекрещенко.


Межова, В. На сталинской вахте: [работа артели «Швейпром»] // Сов. Хакасия. – 1945. – 21 февраля.

Артель «Промкооператор»

    Рабочие овчинного цеха в июле 1943 года дали сверх плана 3000 высококачественных овчин, освоили производство новых изделий: замков, детских велосипедов, сапожных щеток, хозяйственного мыла, детских игрушек, изготовили 1500 стиральных досок, которые до этого времени ввозились в Хакасию за тысячи километров, 1100 кг канифольного мыла, гончарную глазурь и т.д.

Артель «Абакан»

    Сапожная артель «Абакан» выполняла военный заказ - чинили зимнюю обувь бойцам.
В сентябре 1943 г.артелью на 21 день раньше был выполнен оборонный заказ.
В цехах артели было организовано соревнование за увеличение выпуска товаров ширпотреба. В 1943 году сшили 2697 пар новой обуви.

    В артели «Хакоблпромсоюза» производили разные товары широкого потребления: детские игрушки, хозяйственную веревку, конторский клей, обувной крем, плетеную мебель и т. д.

    Во время летних каникул подростки составляли костяк коллективов ремонтных и обувных артелей.

    В военное время выросло число промкооперативных предприятий. В Абакане была организована бондарная мастерская, две гончарных мастерских, пять мастерских по ремонту обуви.


Павленко, Е. Отличная работа: [Абаканская обувная мастерская Легпрома] // Сов. Хакасия. – 1945. – 11 февраля.

    На военный лад перестроили свою работу предприятия пищевой промышленности города.
В 1940 году существующими предприятиями и артелями произведено 5,6 тыс. тонн хлебобулочных изделий, 97 тонн кондитерских изделий.

    Лидером среди предприятий этой отрасли являлся мясокомбинат
    «Абаканский» - одно из старейших предприятий города, основанное в 1932 году. В то время это было предприятие полупромышленной бойни, еще не совсем оборудованное: здание с досчатыми стенами, приземистые избушки и бараки, освещение – фонари «летучая мышь» да керосиновые лампы. Вода черпалась из колодцев бадьей.
В 40-е годы начала внедряться малая механизация и увеличиваться выпуск продукции. Так в 1941 году было произведено – 56413 центнеров мяса, 3812 колбасных изделий, 1500 центнеров пищевого жира (топца).
По итогам социалистического соревнования за сентябрь 1944 года Абаканскому мясокомбинату было присуждено переходящее Красное знамя ВЦСПС и Наркомата мясомолочной промышленности СССР и выдана первая премия в 25000 рублей.
     Два месяца держал мясокомбинат переходящее Красное знамя ВЦСПС. Лучшим цехом являлся мясожировой. На конвейере работали почти одни подростки. Было организовано 11 молодежных бригад. С отличием работала бригада Риты Носак. 15-летняя комсомолка хорошо организовала труд, ее бригада трудилась без брака. Отличных показателей добился цех лечебных препаратов, он выпускал гематоген, оварин, гепантокрин, панкреот.
    Во время войны на мясокомбинате в летнее время подростки составляли более 60% коллектива.

Мясокомбинат в наши дни (Агропромышленная компания «МаВР») Рабочие мясокомбината в годы ВОв На месте бывшего мясокомбината выросли современные дома Качелин, М. Закрепить достигнутые успехи: [Абаканский мясокомбинат] // Сов. Хакасия. – 1943. – 28 ноября

    И в военное лихолетье в городе строились и вводились в строй новые производственные мощности. В течение десяти месяцев был построен и подготовлен к пуску сахарный завод производительностью 500 центнеров сахара.

    В конце войны Исполком Хакасского областного Совета решил организовать в Абакане кондитерскую фабрику. Так в двух усадьбах №39,41 по улице Павших Коммунаров, где и сейчас находится фабрика, началась работа.
В 1946 году фабрика выпустила свою первую продукцию. Она имела производственные мощности, позволяющие выпускать до двух тонн продукции в сутки, несколько видов карамели и пряники.

Абаканская мебельная фабрика

    Абаканская мебельная фабрика – одно из старейших предприятий города. В 1933 году мебельная фабрика была создана на базе нескольких кустарных артелей. И до сих пор находится на базе существующей мебельной фабрики.

     Во время войны на абаканской мебельной фабрике было налажено производство десантных лыж и ящиков для снарядов, для населения производили необходимую мебель. Фабрика обеспечивала колхозы области обозными изделиями и лесохимическими продуктами: дегтем, смолой, колесной мазью, оказывала помощь в уборке обильных урожаев.

Транспорт города: годы Великой Отечественной войны

    Война резко изменила характер работы железных дорог.
    23 июля 1941 года приказом Наркома введен график военного времени, который предусматривал первоочередное продвижение военных эшелонов и транспорта. Наипервейшей задачей стала доставка к фронту войск, боевой техники, боеприпасов, продовольствия.
     В Абакане был сформирован военно-санитарный поезд. Вагоноремонтные мастерские готовили для него вагоны, резерв проводников.
     Из числа абаканских железнодорожников формировалась колонна паровозов особого резерва для работы в прифронтовой полосе и для восстановления разрушенных железных дорог.
     За перевозки оборонных и народнохозяйственных грузов машинист депо ст. Абакан Т.Е. Дремов в 1942 году был награжден орденом Ленина.
     Всего на фронт было отправлено 40 паровозов с инструментами и запчастями. Только за 1944 год железной дорогой было перевезено 244 тыс. различных грузов и 5, 4 миллиона пассажиров.
     В паровозном депо ст. Абакан был открыт спеццех, где выполняли фронтовые заказы – точили 82-миллимитровые мины и снаряды. Всего с 1942 по 1943 годы было изготовлено 20 тысяч мин.

    Свой вклад вносил и автомобильный транспорт. На 1 января 1941 года в организациях города имелось 413 единиц автотранспорта. Началась война, с 23 июня приступили к мобилизации в Советскую Армию не только населения, но и автотранспорта.

 


Ремонт автомашин для Красной Армии, 1940-е годы

    На 1 января 1942 года в Абакане осталось 185 автомобилей из них 167 грузовых машин.
    На 1 июля для Ачинского и Красноярского гарнизонов уже было отправлено 8 легковых и 210 грузовых машин (по наряду требовалось 308). Также отправили для Минусинского гарнизона 13 автомашины ЗИС-5.
    Осенью 1941 года при областном военкомате в Хакасии были организованы ремонтные пункты (четыре), на которых автомашины, поставляемые в Красную Армию, сначала ремонтировали.
     В городе ремонтные пункты находились при автобазе «Союзсовхозтранс» и в Хакасском автоотряде «Союззаготтранс».
     В армию было мобилизовано больше половины автомобилей, имеющихся в городе.
    Кроме уборки зерна с полей колхозов и совхозов, транспортные организации осуществляли вывозку хлеба из дальних районов Хакасии и юга Красноярского края, а также возили из Тувы продукты и теплые вещи на станцию Абакан для отправки на фронт.