БИБЛИОТЕЧНОЕ ЛЕТО В АБАКАНЕ: Литературный дворик

БИБЛИОТЕЧНОЕ ЛЕТО В АБАКАНЕ: Читающая скамейка

БИБЛИОТЕЧНОЕ ЛЕТО В АБАКАНЕ: Поэтический бульвар

БИБЛИОТЕЧНОЕ ЛЕТО В АБАКАНЕ: Библиотека - территория творчества

БИБЛИОТЕЧНОЕ ЛЕТО В АБАКАНЕ: Библиотека - территория творчества

БИБЛИОТЕЧНОЕ ЛЕТО В АБАКАНЕ: Библиотека - территория творчества

БИБЛИОТЕЧНОЕ ЛЕТО В АБАКАНЕ: Квест-экскурсии "Путешествие с "Орлёнком"

Катанов в Хакасии

Катанов в Хакасии

8(15) мая 1862 года в аале Тураковом, в местности Узюм близ селения Аскиз, в семье сагайцаХызыла Катанова из сеокаПюрют и качинкиЧамак появился третий ребенок - будущий ученый с мировым именем, профессор Казанского универси­тета и Духовной академии. Простой мальчик из Сагайской степи стал первым ученым из хакасского народа.

При рождении этого ребенка бабуш­ка воскликнула: «Пора!» — увидев у младенца седой чубчик. Так и на­звали его по древнему обычаю. Од­нако при крещении нарекли Пору христианским именем Николай, как и его старшего брата. Из-за того, что священники не утруж­дали себя лишними раздумьями при креще­нии инородцев, родителям пришлось назы­вать сыновей Николай 1-й и Николай 2-й.

Детство Николая 2-го ничем не отлича­лось от детства его сверстников, живших в кочевьях. Теплую половину года мальчик с родителями жил на летнике в Сагайской степи, а зимой - на зимнике, на берегу Абакана. Как и другие дети, он приглядывал за теля­тами и овцами.

Хакасское население того времени уже бы­ло крещено православными миссионерами, но при этом сохраняло приверженность своей традиционной религии - поклонялось небу, духам местностей, хозяйке огня. В детстве Ни­колай Катанов также участвовал и в нагор­ных, и в домашних жертвоприношениях, со­переживал шаману, совершавшему камлание. Так же как и у множества соплеменников, сложилась бы судьба Поры, если бы не сов­сем обычные родственники. Дядя Николая Катанова, Ефим Семенович Катанов, к тому времени сосредоточил в своих руках ряд важных должностей в Аскизской степной думе - местном органе самоуправления инородческого населения Российской империи. Кое-кто называл его взяточником, державшим селение Аскиз в полном повиновении. Другие говорили обратное, что Ефим Катанов радел за свой народ и по возможности старался оградить бедняков от не­померных налогов. Когда умер отец Николая Хызыл (Федор) Катанов, Ефим Семенович взял младшего племянника на воспитание и определил в школу, устроенную им же в Аскизе, где сам был учителем.

Большое влияние на подраставшего Николая Катанова оказал управляющий Аскизской конторы сибирского золотопромышлен­ника, красноярского городского головы П.И. Кузнецова - Иннокентий Каратанов. Человек образованный, имевший богатую библиотеку, в которой были и книги по истории Сибири, он нередко приглашал «смышленого татарчон­ка» Николая Катанова, чтобы поговорить об обычаях и сказаниях местного населения. Ка­ратанов пробудил в подростке интерес к древ­ностям хакасских степей и живущего здесь народа, называемого тогда минусинскими та­тарами. Впоследствии Катанов называл Инно­кентия Каратанова своим первым учителем.

В 1874 году 12-летнего грамотного маль­чика определяют помощником писаря в Аскизскую степную думу. Два года он учился днем, а вечерами переписывал бумаги в Степной думе, где, по его признанию, «познакомился изрядно с русской каллиграфией».

В августе 1876 года 14-летний Николай, заручившись рекомендательным письмом Иннокентия Каратанова к сыну золотопромышленника Кузнецова — И.П. Кузнецову -Красноярскому, отправился в лодке по рекам Абакану и Енисею в Красноярск, чтобы поступить в открывшуюся там гимназию. Тетка Николая, Елизавета Варфоломеевна-жена Ефима Катанова, дала ему в дорогу кроме сухарей и вяленой баранины немного денег ассигнациями и большой «екатерининский» рубль.

Литература:

Торбостаев, К. Профессор из хакасского аала // Сокровища культуры Хакасии / НИИЦентр; гл. ред. А.М. Тарунов; сост. И.Л. Кызласов, А.М. Тарунов.- М.: Контент-Пресс, 2008.- С. 162-168.

Версия для слабовидящих