БИБЛИОТЕЧНОЕ ЛЕТО В АБАКАНЕ: Литературный дворик

БИБЛИОТЕЧНОЕ ЛЕТО В АБАКАНЕ: Читающая скамейка

БИБЛИОТЕЧНОЕ ЛЕТО В АБАКАНЕ: Поэтический бульвар

БИБЛИОТЕЧНОЕ ЛЕТО В АБАКАНЕ: Библиотека - территория творчества

БИБЛИОТЕЧНОЕ ЛЕТО В АБАКАНЕ: Библиотека - территория творчества

БИБЛИОТЕЧНОЕ ЛЕТО В АБАКАНЕ: Библиотека - территория творчества

БИБЛИОТЕЧНОЕ ЛЕТО В АБАКАНЕ: Квест-экскурсии "Путешествие с "Орлёнком"

Годы учебы в Красноярске

В стенах Красноярской гимназии начал свой путь в науку будущий выдающийся ученый-востоковед Н.Ф. Катанов. Это ярчайшая и показательная страница истории образования, науки и культуры самого Краснояр­ска. Н. Ф. Катанов был первым золотым медалистом в истории Красно­ярской гимназии. Младший соученик гимнази­ста Н. Ф. Катанова и одновременно его ученик, А. А. Ярилов, стал следующим за Николаем Федоровичем выдающимся и всемирно признан­ным ученым.

Годы обучения в гимназии сформировали лич­ность Николая Федоровича, этот период был одним из самых ярких в его жизни. Именно в гимназии он слушал лекции И. Т. Савенкова, не пропускал занятия, и большую часть своих молодых лет провел именно в стенах гимназии.

Годы обучения в гимназии были очень насыщенными. Н. Ф. Катанов в гимназические годы делал пере­воды богослужебных текстов с греческого на хакасский, сотрудничал с занимавшимся изучением хакасской культуры И. И. Каратановым. Не каждый студент может похвастаться столь насыщенной научной жизнью, какова была у красноярского гимназиста Н. Ф. Катанова.

Само поступление Николая Катанова в гим­назию было фактом необычным для системы. В гимназии обучались в подавляющем большин­стве дети чиновников и купцов. Н. Ф. Катанов же, согласно официальным документам, был «незаконный сын ясачного». В Красноярск Н. Ф. Катанов поехал с рекомендательным пись­мом от Иннокентия Каратанова к Иннокентию Кузнецову.

Во время прихода Н. Ф. Катанова в гимна­зию требования для поступающих были отно­сительно невысокими. Исследователи отмечали: «экзаменационные требования для вступления в первый класс до 1879 г. были самыми ничтож­ными, а потому ученики, поступив с плохой под­готовкой в первый класс... в следующих классах, при увеличении труда, выпадавшего на их долю, оказались несостоятельными». Ряды одноклассников Николая Катанова из года в год редели, а он, пришедший из «народных низов», покорял класс за классом. Он был прилежным и трудолюбивым гимназистом. Его аккуратнейшие учениче­ские тетради... безукоризненная каллиграфия. Почти полное отсутствие учительских правок. И - зрелость мысли... Сохранилось множество похвальных листов, которыми награждал Нико­лая Катанова педсовет Красноярской губернской гимназии, «уважая его отличное поведение, прилежание и успехи

Большое значение для становления будущего ученого имело окружение, школьная среда. Ко времени поступления Н. Ф. Катанова в гимназию в этом учебном заведении аттестаты о среднем образовании смогли получить лишь 12 воспитан­ников. Когда Николай Катанов заканчивал обучение, аттестат Красноярской мужской гимназии имели уже 51 человек.

К старшим классам группа, в которой соб­ственно учился Н. Ф. Катанов, становилась все меньше и меньше. В седьмом классе с ним учи­лись купеческие сыновья: Иннокентий Высокое, Николай Дамаскин, Моисей Тонконогов, Всево­лод Крутовский; сыновья чиновников: Александр Чернявский и Иван Шафир; сын мещанина Нико­лай Титовский и незаконный сын дочери отстав­ного рядового Иннокентий Попов. Кроме того, в 1882/1883 уч. году были отчислены из гимназии два одноклассника Н. Ф. Катанова - Константин Корякин и Яодалий Лейбович. На следующий год из гимназии выбыли еще два одноклассника.

По возрасту большинство одноклассников были на год-два младше его, лишь отчисленные в 7-м классе два гимназиста были старше на год. Большинство одноклассников были, как и Н. Ф. Катанов, православными, но встречались и иудеи. Наиболее прилежными учениками в гимназии были гимназисты, близкие по имуще­ственному положению и социальному статусу к Николаю Катанову, среди одноклассников это были Николай Титовский и Иннокентий Попов. Правда, последний не смог доучиться и уже из выпускного класса был отчислен по болезни.

Николай Катанов, в отличие от большинства своих одноклассников, был сильно затруднен в средствах, поэтому во время учебы подрабатывал уроками. Среди учеников Н. Ф. Катанова были будущий профессор Арсений Ярилов и золотая медалистка женской гимназии Вера Емельянова (Баландина), будущий крупный предприниматель и исследователь Приенисейского края, мама ака­демика А. А. Баландина.

Николай Катанов на протяжении всей учебы был лучшим учеником гимназии, хотя он и не был круглым отличником. У всех гим­назистов до одного, кроме Н. Ф. Катанова, были пропуски занятий. По итогам последнего 8-го класса у Нико­лая Катанова были все пятерки, за исключением четверок по русскому языку и логике.

Вместе с Николаем Катановым в 1884 г. атте­стат получили еще пять человек. Но его золотая медаль была первой в Красноярской мужской гимназии. В последующие 10 лет еще три чело­века окончат гимназию с золотой медалью, но Н. Ф. Катанов останется единственным медали­стом из числа студентов православного верисповедания.

Из одноклассников Н. Ф. Катанова никто не добился высот в науке, не стал крупным обще­ственным деятелем, за исключением известного политика и создателя знаменитого Сада в Лалетино — B. M. Крутовского.

Особое место в судьбе Николая Катанова сыграл купеческий сын Арсений Ярилов. Он поступил в гимназию двумя годами позже, в 1878 г., был не очень прилежным гимназистом и получил, в качестве репетитора-«няньки» старшекурсника Н. Ф. Катанова. Эти два человека стали выдаю­щими учеными, оставаясь единомышленниками.

Отдельной страницей гимназической био­графии Н. Ф. Катанова было посещение им села Медведево Новоселовской волости. Так случи­лось, что в XVIII - первой половине XX в. это село, расположенное у подножья священной горы Немир, оказалось связано множеством видимых и невидимых нитей с мировой наукой. И все круп­ные ученые последующих поколений - выходцы

из этого района Красноярского края.

В становлении Н. Ф. Катанова как ученого большую роль сыграли учителя. Биографы Н. Ф. Катанова отмечают: «Ему очень повезло с учителями и духовными наставниками в Красноярске». В своей автобиографии в числе своих учителей Н. Ф. Катанов называет лишь А. К. Завадского-Краснопольского. Хакасские ученые еще в начале 1980-х написали: «В гим­назии Катанову повезло: его непосредственным наставником и учителем истории и географии был педагог, оставивший заметный след в исто­рии просвещения Сибири, - Андрей Кириллович Завадский-Краснопольский (1840-1889). Ката­нов очень увлекался научно-литературными трудами своего учителя и находился под силь­ным его влиянием».

Круг педагогов Красноярской мужской гимназии, конечно же, не был ограничен одним учителем. К середине 1870-х гг. в Красноярской мужской гимназии было немало кадровых про­блем, но, в целом, коллектив работал слаженно, успешно справлялся со своими обязанностями.

Во время поступления Н. Ф. Катанова обязанно­сти директора гимназии исполнял воспитанник Казанской духовной академии И. А. Аристовский. В конце 1877 г. директором гимназии был назначен выпускник физико-математического факультета Петербургского университета Алек­сандр Сергеевич Еленев.

 

 

Н. Ф. Катанов пережил тяжелый для Крас­ноярской мужской гимназии 1880/1881 учебный год. Сначала тяжело заболели четыре препо­давателя, и вскоре двое из них, законоучитель (преподаватель Закона Божьего) протоиерей Иван Матвеевич Рачковский и учитель грече­скою ячыка Александр Александрович Диомидовский, умерли. А в апреле 1881 г. большой пожар в Красноярске уничтожил гимназические здания, от главного корпуса мужской гимназии остались только стены. Большинство препода­вателей лишились своего имущества. Правда, библиотеку и архив гимназии частично спасти удалось. Но погибли личные библиотеки Завад­ского-Краснопольского, Монастырева и Гречулевича, а это был удар не только по красноярской науке и образованию, но, вероятно, было боль­шой потерей для всей России. Можно предполо­жить, что преждевременная смерть выдающегося ученого Н. И. Монастырева была связана с этим бедствием. Гимназисты досрочно ушли на кани­кулы. Затем некоторое время они вынуждены были заниматься в неприспособленных помеще­ниях ремесленного училища Щеголевой, и лишь в январе 1882 г. занятия были возобновлены в восстановленном здании гимназии.

С первых дней обучения в гимназии Н. Ф. Катанов начал заниматься научно-иссле­довательской деятельностью. С первого года учебы в гимназии он начинает записывать пословицы, загадки, мудрые изречения своего народа. В гимназии в 1882-1884 гг. была им написана работа «Татарский язык (сагайское наречие)» в двух частях. Будучи учеником гимназии, Н. Ф. Катанов в сентябре 1882 г. направил свой труд в Академию Наук и затем по этому поводу состоял в переписке с главным научным учреждением Российской империи.

Во время обучения в гимназии Н. Ф. Катанов начал собирать свою всемирно известную библиотеку, которая в 1914 г. была куплена премьер-министром Турции.

Время обучения в гимназии стало периодом, когда Н. Ф. Катанов познакомился, лично или заочно, с множеством крупных ученых, извест­ных общественных деятелей. В гимназические годы Н. Ф. Катанов нашел возможность наладить сотрудничество с известными миссионерами, много сделавшими для изучения народов Южной Сибири.

Таким образом, красноярский период био­графии Н. Ф. Катанова явился важнейшим эта­пом становления выдающегося ученого. В стенах Красноярской мужской гимназии он не только получил базовое образование, необходимое для успешного обучения в столичном университете, но и приобрел первый опыт научно-исследова­тельской работы.

Использованная литература

  1. Дацышен В.Г. Н.Ф. Катанов – воспитанник Красноярской гимназии / В.Г. Дыцышен // Наследие хакасского ученого, тюрколога, доктора сравнительного языкознания, востоковеда Н.Ф. Катанова: материалы Международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения ученого. 16-19 мая 2012 г. Том.I.- Абакан: Хакасское книжное изд-во, 212.- С. 20-27.
Версия для слабовидящих