28 сентября 2018 года 115 лет со дня рождения Александра Михайловича ТОПАНОВА

28 сентября 2018 года 115 лет со дня рождения Александра Михайловича ТОПАНОВА

28 сентября 2018 года 115 лет со дня рождения Александра Михайловича ТОПАНОВА

28 сентября 2018 года 115 лет со дня рождения Александра Михайловича ТОПАНОВА

28 сентября 2018 года 115 лет со дня рождения Александра Михайловича ТОПАНОВА

28 сентября 2018 года 115 лет со дня рождения Александра Михайловича ТОПАНОВА

Годы учебы в Красноярске

В стенах Красноярской гимназии начал свой путь в науку будущий выдающийся ученый-востоковед Н.Ф. Катанов. Это ярчайшая и показательная страница истории образования, науки и культуры самого Краснояр­ска. Н. Ф. Катанов был первым золотым медалистом в истории Красно­ярской гимназии. Младший соученик гимнази­ста Н. Ф. Катанова и одновременно его ученик, А. А. Ярилов, стал следующим за Николаем Федоровичем выдающимся и всемирно признан­ным ученым.

Годы обучения в гимназии сформировали лич­ность Николая Федоровича, этот период был одним из самых ярких в его жизни. Именно в гимназии он слушал лекции И. Т. Савенкова, не пропускал занятия, и большую часть своих молодых лет провел именно в стенах гимназии.

Годы обучения в гимназии были очень насыщенными. Н. Ф. Катанов в гимназические годы делал пере­воды богослужебных текстов с греческого на хакасский, сотрудничал с занимавшимся изучением хакасской культуры И. И. Каратановым. Не каждый студент может похвастаться столь насыщенной научной жизнью, какова была у красноярского гимназиста Н. Ф. Катанова.

Само поступление Николая Катанова в гим­назию было фактом необычным для системы. В гимназии обучались в подавляющем большин­стве дети чиновников и купцов. Н. Ф. Катанов же, согласно официальным документам, был «незаконный сын ясачного». В Красноярск Н. Ф. Катанов поехал с рекомендательным пись­мом от Иннокентия Каратанова к Иннокентию Кузнецову.

Во время прихода Н. Ф. Катанова в гимна­зию требования для поступающих были отно­сительно невысокими. Исследователи отмечали: «экзаменационные требования для вступления в первый класс до 1879 г. были самыми ничтож­ными, а потому ученики, поступив с плохой под­готовкой в первый класс... в следующих классах, при увеличении труда, выпадавшего на их долю, оказались несостоятельными». Ряды одноклассников Николая Катанова из года в год редели, а он, пришедший из «народных низов», покорял класс за классом. Он был прилежным и трудолюбивым гимназистом. Его аккуратнейшие учениче­ские тетради... безукоризненная каллиграфия. Почти полное отсутствие учительских правок. И - зрелость мысли... Сохранилось множество похвальных листов, которыми награждал Нико­лая Катанова педсовет Красноярской губернской гимназии, «уважая его отличное поведение, прилежание и успехи

Большое значение для становления будущего ученого имело окружение, школьная среда. Ко времени поступления Н. Ф. Катанова в гимназию в этом учебном заведении аттестаты о среднем образовании смогли получить лишь 12 воспитан­ников. Когда Николай Катанов заканчивал обучение, аттестат Красноярской мужской гимназии имели уже 51 человек.

К старшим классам группа, в которой соб­ственно учился Н. Ф. Катанов, становилась все меньше и меньше. В седьмом классе с ним учи­лись купеческие сыновья: Иннокентий Высокое, Николай Дамаскин, Моисей Тонконогов, Всево­лод Крутовский; сыновья чиновников: Александр Чернявский и Иван Шафир; сын мещанина Нико­лай Титовский и незаконный сын дочери отстав­ного рядового Иннокентий Попов. Кроме того, в 1882/1883 уч. году были отчислены из гимназии два одноклассника Н. Ф. Катанова - Константин Корякин и Яодалий Лейбович. На следующий год из гимназии выбыли еще два одноклассника.

По возрасту большинство одноклассников были на год-два младше его, лишь отчисленные в 7-м классе два гимназиста были старше на год. Большинство одноклассников были, как и Н. Ф. Катанов, православными, но встречались и иудеи. Наиболее прилежными учениками в гимназии были гимназисты, близкие по имуще­ственному положению и социальному статусу к Николаю Катанову, среди одноклассников это были Николай Титовский и Иннокентий Попов. Правда, последний не смог доучиться и уже из выпускного класса был отчислен по болезни.

Николай Катанов, в отличие от большинства своих одноклассников, был сильно затруднен в средствах, поэтому во время учебы подрабатывал уроками. Среди учеников Н. Ф. Катанова были будущий профессор Арсений Ярилов и золотая медалистка женской гимназии Вера Емельянова (Баландина), будущий крупный предприниматель и исследователь Приенисейского края, мама ака­демика А. А. Баландина.

Николай Катанов на протяжении всей учебы был лучшим учеником гимназии, хотя он и не был круглым отличником. У всех гим­назистов до одного, кроме Н. Ф. Катанова, были пропуски занятий. По итогам последнего 8-го класса у Нико­лая Катанова были все пятерки, за исключением четверок по русскому языку и логике.

Вместе с Николаем Катановым в 1884 г. атте­стат получили еще пять человек. Но его золотая медаль была первой в Красноярской мужской гимназии. В последующие 10 лет еще три чело­века окончат гимназию с золотой медалью, но Н. Ф. Катанов останется единственным медали­стом из числа студентов православного верисповедания.

Из одноклассников Н. Ф. Катанова никто не добился высот в науке, не стал крупным обще­ственным деятелем, за исключением известного политика и создателя знаменитого Сада в Лалетино — B. M. Крутовского.

Особое место в судьбе Николая Катанова сыграл купеческий сын Арсений Ярилов. Он поступил в гимназию двумя годами позже, в 1878 г., был не очень прилежным гимназистом и получил, в качестве репетитора-«няньки» старшекурсника Н. Ф. Катанова. Эти два человека стали выдаю­щими учеными, оставаясь единомышленниками.

Отдельной страницей гимназической био­графии Н. Ф. Катанова было посещение им села Медведево Новоселовской волости. Так случи­лось, что в XVIII - первой половине XX в. это село, расположенное у подножья священной горы Немир, оказалось связано множеством видимых и невидимых нитей с мировой наукой. И все круп­ные ученые последующих поколений - выходцы

из этого района Красноярского края.

В становлении Н. Ф. Катанова как ученого большую роль сыграли учителя. Биографы Н. Ф. Катанова отмечают: «Ему очень повезло с учителями и духовными наставниками в Красноярске». В своей автобиографии в числе своих учителей Н. Ф. Катанов называет лишь А. К. Завадского-Краснопольского. Хакасские ученые еще в начале 1980-х написали: «В гим­назии Катанову повезло: его непосредственным наставником и учителем истории и географии был педагог, оставивший заметный след в исто­рии просвещения Сибири, - Андрей Кириллович Завадский-Краснопольский (1840-1889). Ката­нов очень увлекался научно-литературными трудами своего учителя и находился под силь­ным его влиянием».

Круг педагогов Красноярской мужской гимназии, конечно же, не был ограничен одним учителем. К середине 1870-х гг. в Красноярской мужской гимназии было немало кадровых про­блем, но, в целом, коллектив работал слаженно, успешно справлялся со своими обязанностями.

Во время поступления Н. Ф. Катанова обязанно­сти директора гимназии исполнял воспитанник Казанской духовной академии И. А. Аристовский. В конце 1877 г. директором гимназии был назначен выпускник физико-математического факультета Петербургского университета Алек­сандр Сергеевич Еленев.

 

 

Н. Ф. Катанов пережил тяжелый для Крас­ноярской мужской гимназии 1880/1881 учебный год. Сначала тяжело заболели четыре препо­давателя, и вскоре двое из них, законоучитель (преподаватель Закона Божьего) протоиерей Иван Матвеевич Рачковский и учитель грече­скою ячыка Александр Александрович Диомидовский, умерли. А в апреле 1881 г. большой пожар в Красноярске уничтожил гимназические здания, от главного корпуса мужской гимназии остались только стены. Большинство препода­вателей лишились своего имущества. Правда, библиотеку и архив гимназии частично спасти удалось. Но погибли личные библиотеки Завад­ского-Краснопольского, Монастырева и Гречулевича, а это был удар не только по красноярской науке и образованию, но, вероятно, было боль­шой потерей для всей России. Можно предполо­жить, что преждевременная смерть выдающегося ученого Н. И. Монастырева была связана с этим бедствием. Гимназисты досрочно ушли на кани­кулы. Затем некоторое время они вынуждены были заниматься в неприспособленных помеще­ниях ремесленного училища Щеголевой, и лишь в январе 1882 г. занятия были возобновлены в восстановленном здании гимназии.

С первых дней обучения в гимназии Н. Ф. Катанов начал заниматься научно-иссле­довательской деятельностью. С первого года учебы в гимназии он начинает записывать пословицы, загадки, мудрые изречения своего народа. В гимназии в 1882-1884 гг. была им написана работа «Татарский язык (сагайское наречие)» в двух частях. Будучи учеником гимназии, Н. Ф. Катанов в сентябре 1882 г. направил свой труд в Академию Наук и затем по этому поводу состоял в переписке с главным научным учреждением Российской империи.

Во время обучения в гимназии Н. Ф. Катанов начал собирать свою всемирно известную библиотеку, которая в 1914 г. была куплена премьер-министром Турции.

Время обучения в гимназии стало периодом, когда Н. Ф. Катанов познакомился, лично или заочно, с множеством крупных ученых, извест­ных общественных деятелей. В гимназические годы Н. Ф. Катанов нашел возможность наладить сотрудничество с известными миссионерами, много сделавшими для изучения народов Южной Сибири.

Таким образом, красноярский период био­графии Н. Ф. Катанова явился важнейшим эта­пом становления выдающегося ученого. В стенах Красноярской мужской гимназии он не только получил базовое образование, необходимое для успешного обучения в столичном университете, но и приобрел первый опыт научно-исследова­тельской работы.

Использованная литература

  1. Дацышен В.Г. Н.Ф. Катанов – воспитанник Красноярской гимназии / В.Г. Дыцышен // Наследие хакасского ученого, тюрколога, доктора сравнительного языкознания, востоковеда Н.Ф. Катанова: материалы Международной научной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения ученого. 16-19 мая 2012 г. Том.I.- Абакан: Хакасское книжное изд-во, 212.- С. 20-27.
Версия для слабовидящих